17 сентября – День народного единства
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Национальной академии наук Беларуси,
материалов БелТА, «СБ. Беларусь сегодня»
Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.
Суверенитет нашей страны буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжелых испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Эти черты характера и сегодня присущи белорусскому народу. Не дают им исчезнуть не только память о подвигах наших предков, но и те многочисленные вызовы, с которыми приходится сталкиваться нашему молодому государству. «Сегодня Беларусь держит удар во всех сферах жизни: политической, дипломатической, информационной, общественной, на уровне военных угроз, в сфере исторической политики», – заявил А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки. «Кто-то очень хочет, чтобы белорусы навсегда утратили свою идентичность и завершили путь как нация, растворились в глобальном мире», – сказал Глава государства.
Ключевой фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны – единство народа. Поэтому закономерно, что 2021 год объявлен Президентом Республики Беларусь Годом народного единства.
Тема единства белорусского народа получила свое развитие и в ходе VI Всебелорусского народного собрания. На высшем уровне было поддержано предложение делегатов об учреждении Дня народного единства.
Учитывая, что дата 17 сентября 1939 г. является символом восстановления исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепилась в национальной исторической традиции, Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 № 206 в нашей стране учрежден государственный праздник − День народного единства, который будет отмечаться ежегодно, 17 сентября.
Сегодня, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что главная сила, которая обеспечила воссоединение западных и восточных белорусов – это идущее из глубины народной души стремление достойно жить в едином сильном государстве. Единство – это надежный щит нации, готовой сплотиться в трудный момент, залог стабильности и основа для дальнейшего развития.
Разделение белорусского народа в результате Рижского мирного договора 1921 г. и нахождение Западной Беларуси в составе Польши
В первой половине ХХ в. белорусский народ познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли, на которых проживало 3,4 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет оказались включены в состав Польши.
Это разъединение произошло 18 марта 1921 г., когда в Риге был заключен мирный договор, подписанный делегациями Польши, РСФСР и УССР без участия делегации Беларуси. Белорусская нация и ее этническая территория после Рижского мирного договора оказались разделенными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти территории как предназначенные для полонизации «дикие окраины», Польша стала государством, в котором поляки составляли только 64% населения.
По существу, этот договор заложил глубинные антагонистические межгосударственные противоречия и породил неустойчивость в межнациональной безопасности народов Восточной Европы. Он исторически был обречен на неудачу, так как нарушал территориальную целостность восточных народов-соседей Польши.
Договор был антибелорусским по сути, не соответствовал национальным интересам белорусского народа. Юридически он закреплял независимость Социалистической Советской Республики Беларуси и давал определенные гарантии белорусам для организации национально-культурной жизни в составе польского государства. Однако польские правительственные круги не думали о выполнении положений договора.
Территории Западной Беларуси назывались северо-восточной окраиной польского государства («крэсы всходне»). Уже в самом наименовании данной территории сквозит идея непризнания права белорусов на самоопределение.
Суть внутренней политики польских властей в межвоенный период можно определить как «Польша для поляков». По отношению к национальным меньшинствам попирались не только статьи Рижского мирного договора и Версальского трактата, но и польская Конституция.
Объективный анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика, которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-просветительской дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
Политика правовой дискриминации национальных меньшинств получила свое логическое развитие в официальном заявлении польского министра иностранных дел Ю.Бека на заседании Лиги Наций в Женеве в сентябре 1934 г. В его выступлении был озвучен тезис об отказе Польши от данных ранее гарантий по соблюдению прав национальных меньшинств.
Западная Беларусь являлась отсталым аграрно-сырьевым регионом польского государства. Это отрицательно сказывалось на положении населения, что особенно ярко проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. В наиболее тяжелом положении оказалась западнобелорусская деревня, где проживало подавляющее большинство населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности деревни и налогового бремени. В городах из-за спада в промышленности росла безработица. Социальная напряженность дополнялась национально-правовым гнетом.
Справедливость этого высказывания подтверждают следующие цифры: в 1931 г. 85% населения края проживало в сельской местности и только 15% – в городе. Составляя 24% территории и 13% населения польского государства, Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства в 1926 г. сконцентрировали всего лишь 1,8% рабочих и 2,8% предприятий с 20-ю и более рабочими, а удельный вес в общем объеме промышленного производства Польши с трудом достигал 3%.
Аграрная политика польских властей была подчинена в первую очередь задаче всемерного упрочения и усиления «польского начала» в жизни края. Это предопределило ставку государства в западнобелорусской деревне на «польский элемент» (помещиков, военных колонистов-осадников и сельскую буржуазию католического вероисповедания). Проводившиеся реформы не разрешили аграрный вопрос в пользу безземельных и малоземельных крестьян, составлявших большинство сельского населения края – наоборот, они еще больше обострили земельный голод.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику, направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа. Особенно это отчетливо проявилось в образовательной сфере. Так, если в начале 1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ, то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы. Если к 1941 г., в БССР насчитывалось 25 высших учебных заведений и около 20 тыс. студентов, то об открытии вузов в Западной Беларуси не могло быть и речи. Белорусским организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность, польскими властями чинились постоянные препятствия, к 1939 г. большинство из них были ликвидированы.
При этом к концу 1930-х годов польские власти так и не смогли обеспечить обещанного всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы неграмотности. Во многих местностях Западной Беларуси, особенно на Полесье, продолжали существовать «бесшкольные округа». Всего на западнобелорусских землях в 1938/1939 учебном году не посещали школу более 100 тыс. детей.
Польская политика ассимиляции сводилась к триаде: местное население должно было думать по-польски, учиться по-польски и в духе польской государственности. Господствовало мнение о белорусах как о «пассивной массе» без «собственных государственных традиций».
Однако это противоречит многочисленным историческим фактам, показывающим масштаб национально-освободительного движения на присоединенной территории. Только в 1923 г. на территории Западной Беларуси было зарегистрировано 590 протестных акций, в которых участвовало 126 тыс. человек. В том же году 6 тыс. партизан осуществили около 500 боевых операций.
В результате главным методом политического управления стало принуждение, временами переходящее в террор.
В конце 1923 г. в тюрьмах Западной Беларуси насчитывалось 1,3 тыс. политических заключенных, в том же году к смертной казни были приговорены 109 человек, подавляющее большинство – белорусские патриоты. В 1927 г. польскими властями была разгромлена Белорусская крестьянско-работницкая громада – крупнейшая белорусская политическая организация (в январе 1927 г. насчитывала более 100 тыс. членов, объединенных почти в 2 тыс. кружков). С 1934 г. в Березо-Картузском концентрационном лагере оказались тысячи «общественно опасных элементов».
Справочно.
Юридическим основанием для создания названного концлагеря стал изданный 17 июня 1934 г. совместный декрет Президента Польши И.Мосьтицкого и польского правительства о местах изоляции социально опасных элементов. Этот документ вместе с И.Мосьтицким подписали Председатель Совета Министров Польши Л.Козловский, а также все члены правительства. Декрет нарушал международные обязательства Польши, гражданские права и нормы правосудия.
В результате в период со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская Полесского воеводства (сейчас г.Береза, Брестская область) действовал концлагерь, режим в котором не уступал порядкам в концлагерях нацистской Германии.
В нем содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники действующей власти: коммунисты, евреи, поляки, украинцы, белорусы и лица других национальностей. По данным открытых источников, общее количество заключенных за весь период существования лагеря оценивается порядка в 10 тысяч человек.
О невыносимых условиях нахождения в концлагере как нельзя лучше свидетельствуют слова первого коменданта концлагеря, подинспектора польской полиции Б.Греффнера о том, что из лагеря есть только две дороги: в больницу или могилу.
Совершенно другая ситуация складывалась в жизни белорусского общества в советском государстве. С образованием 31 декабря 1922 г. СССР, одной из республик-основательниц которого стала ССРБ, сформировались благоприятные условия для практического решения проблемы возвращения восточных белорусских этнических земель. Так, в результате двух укрупнений, проведенных в 1924 и 1926 годах, в состав БССР были включены белорусские районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Тем самым созданы условия для экономического, социального и культурного развития белорусского народа и его государственности. Однако до полного восстановления целостности белорусского народа эту работу нельзя было назвать завершенной.
Договор о ненападении между Германией и СССР
Инициативы Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и Польши, которые стремились достичь своей безопасности за счет советского государства, направляя агрессию нацистской Германии и ее сателлитов на Восток.
Кстати в 1933 г. Польша стала вторым государством (после Ватикана), которое официально признало нацистский рейх, обеспечив ему таким образом поддержку на международном уровне.
Таблица
Договоры с нацистской Германией
Дата |
Страна, договор |
---|---|
1933 – 15 июля |
Великобритания, Франция, Италия – пакт четырех |
1934 – 26 января |
Польша – пакт Гитлера – Пилсудского |
1935 – 22 апреля |
Великобритания – морское соглашение |
1936 – 25 ноября |
Япония – антикоминтерновский пакт |
1938 – 30 сентября |
Великобритания – декларация о ненападении |
1938 – 6 декабря |
Франция – декларация о ненападении |
1939 – 23 марта |
Румыния – экономическое соглашение |
1939 – 22 марта |
Литва – договор о ненападении |
1939 – 22 мая |
Италия – пакт о союзе и дружбе |
1939 – 31 мая |
Дания – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Эстония – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Латвия – договор о ненападении |
1939 – 23 августа |
СССР – договор о ненападении |
Договор о ненападении между СССР и Германией был последним в череде подобных договоров, подписанных между Германией и другими европейскими странами.
Инициатива заключения германо-советского договора принадлежала германской дипломатии, а не советской. В результате в Москве 23 августа 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол» о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Ни договор о ненападении, ни приложенный к нему секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве и не обязывали вести боевые действия против третьих стран либо оказывать помощь в случае участия одной из них в военном конфликте. Заметим, что достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически.
Германо-советский договор не представлял собой ничего экстраординарного с точки зрения политической практики и морали того времени, особенно если его сравнить с Мюнхенским пактом 1938 г. Следует отметить, что еще за год до заключения 23 августа 1939 г. договора о ненападении между Германией и СССР и секретного дополнительного протокола к нему имелось секретное соглашение между Германией и Польшей о разделе Чехословакии: Тешинская область должна была отойти к Польше после того, как германские армии займут Судетскую область. В конце известного совещания в Мюнхене 27 сентября 1938 г. Германия и Польша договорились о «демаркационной линии» на случай, если начнутся военные действия. В результате Польша получила Тешинскую область Чехословакии.
Еще 28 апреля 1939 г. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, а германский генштаб приступил к заключительному этапу разработки плана «Вайс» – захвату Польши. Главнокомандующий германскими сухопутными силами генерал В.Браухич 15 июня подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 августа 1939 г. А.Гитлер отдал распоряжение о том, что прежде всего будет разгромлена Польша. Эти указания прозвучали, когда И.Риббентроп еще не прибыл в Москву для заключения договора. Известно, что задолго до его подписания И.Сталин был проинформирован германским руководством о том, что 1 сентября 1939 г. Германия начнет военную кампанию против Польши, независимо от факта заключения с СССР межгосударственного соглашения. Судьба польского государства была предопределена до подписания германо-советского договора.
Освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 г. и включение Западной Беларуси в состав БССР
1 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши. Началась Вторая мировая война. Правительство и военное командование Польши оказались не в силах противостоять военной машине Германии.
Советское правительство занимало выжидательную позицию, несмотря на попытки Германии втянуть Советский Союз в войну против Польши. Германское руководство в первые сентябрьские дни неоднократно напоминало и даже требовало от Советского Союза решительных действий. 10 сентября В.Молотов заявил германскому послу, что советское правительство должно убедиться в том, что Польша распалась, и тогда оно придет на помощь белорусам и украинцам. Таким образом, Германии дали понять, что для СССР главное – не военные действия, а возвращение белорусских и украинских территорий.
Лишь 16 сентября в частях Красной Армии Белорусского фронта был зачитан приказ о выступлении 17 сентября в освободительный поход на запад. В приказе подчеркивалась освободительная миссия советских войск, которые должны оказать срочную помощь украинским и белорусским рабочим, чтобы спасти их и взять под защиту от врага. Советским войскам было запрещено бомбить и обстреливать из пушек населенные пункты. Требовалось проявлять лояльное отношение к польским военнослужащим, если они не будут оказывать вооруженного сопротивления.
СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши тоже признало, что состояния войны с Советским Союзом нет. Поэтому в своем приказе польским войскам маршал Э.Рыдз-Смиглый 17 сентября подчеркивал: «С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток разоружения наших частей... Войска, к которым подошли Советы, должны вступать с ними в переговоры в целях выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию».
Большинство белорусского населения края воспринимало тогдашние события как акт исторической справедливости, встречало Красную Армию как избавительницу от национального гнета цветами и хлебом-солью. В городах и деревнях собирались многолюдные митинги, на которых рабочие и крестьяне приветствовали своих освободителей. Свидетель сентябрьских событий 1939 г., народный поэт Беларуси М.Танк спустя полвека говорил, что «никаким сводкам, реляциям, более поздним свидетельствам историков не под силу передать тот энтузиазм и радость, с какими трудящиеся Западной Беларуси встречали весть о воссоединении».
С продвижением Красной Армии в западнобелорусских городах и деревнях началось формирование новой системы власти. Уже 19 сентября командующий Белорусским фронтом М.Ковалев отдал приказ, призывающий местное население создавать органы советской власти.
Опираясь на поддержку большей части населения, временные управления и крестьянские комитеты устанавливали новый порядок.
Уже в конце сентября – октябре в Белостокскую, Вилейскую, Полесскую и Новогрудскую области Западной Беларуси из восточных областей БССР было командировано около 3 тыс. партийных работников, в том числе и более 1 тыс. комсомольцев. Главная задача, которую поставили перед ними, – организация выборов в Народное Собрание Западной Беларуси.
Именно Народному Собранию предстояло решить судьбу освобожденных земель.
Днем выборов в Народное собрание было определено воскресенье, 22 октября 1939 г. Выборы проводились на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Правом выбора в Народное собрание пользовались все граждане мужского и женского пола, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. По сравнению с польским избирательным законом 1935 г., выборы в Народное собрание носили куда более демократический характер.
Для проведения выборов в Западной Беларуси было создано 929 округов из расчета 5 тыс. избирателей на округ. Выборы в Народное собрание Западной Беларуси проводились при чрезвычайно высокой активности населения края. С юридической точки зрения это был всенародный плебисцит.
В выборах 22 октября 1939 г. из общего количества 2 763 191 избирателя в голосовании участвовали 96,71%. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7% избирателей.
Работа собрания началась 28 октября 1939 г. в Белостоке. Присутствовали все избранные депутаты. Среди них было: 563 крестьянина, 197 рабочих, 12 представителей интеллигенции, 29 служащих, 25 кустарей, по национальному составу – 621 белорус, 127 поляков, 72 еврея, 53 украинца, 43 русских и 10 представителей других национальностей. Как видно, состав депутатов отражал исторически сложившуюся социальную и национальную структуру населения края.
Справочно.
Народное собрание открыл старейший депутат – 68-летний крестьянин из д. Масевичи Волковысского уезда Степан Струг. Доклад о форме государственной власти в Беларуси сделал известный деятель западнобелорусского национально-освободительного движения Сергей Притыцкий, который в 1936 г. Виленским окружным судом был приговорен к смертной казни за покушение на провокатора в зале суда.
В единогласно принятой Декларации о государственной власти подчеркивалось, что «Беларускі народны сход, які выказвае непахісную волю і жаданне народаў Заходняй Беларусі, абвяшчае на ўсей тэрыторыі Заходняй Беларусі ўстанаўленне Савецкай улады». Также 29 октября 1939 г. единогласно были приняты Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, где подчеркивалось, что воля белорусского народа является высшим законом, и постановлялось: «Прасіць Вярхоўны Савет Саюза Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік прыняць Заходнюю Беларусь у склад Савецкага Саюза і Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі, з’яднаць беларускі народ у адзіную дзяржаву і пакласці тым самым канец раз’яднанню беларускага народа», Декларация о конфискации помещичьих земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.
На последнем заседании 30 октября Народное собрание выбрало полномочную комиссию из 66 человек для поездки в Москву, чтобы передать решение относительно вступления Западной Беларуси в состав СССР. Процесс юридически-правового оформления факта вхождения Западной Беларуси в состав Советского Союза был завершен решениями внеочередной 5-й сессии Верховного Совета СССР 2 ноября и
3-й внеочередной сессии Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 г.
Эти исторические события восстановили территориальную целостность республики и объединили белорусский народ, увеличив почти вдвое территорию и население страны. На западнобелорусских землях были созданы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области.
За короткий отрезок времени были проведены значительные социально-экономические преобразования в интересах большинства населения.
Если в 1938 г. в западных областях Беларуси было лишь около 80 больниц и около 1000 врачей, то в конце 1940 г. здесь имелось 243 больницы и родильных дома, 207 поликлиник и амбулаторий, в медицинских учреждениях работало 1755 врачей и 5585 медицинских работников среднего звена.
Если в 1937/1938 учебном году в Западной Беларуси действовало около 4670 школ, в которых обучение происходило на польском языке, то в 1940/1941 учебном году уже работало 5959 школ, причем более 4500 из них вели обучение на белорусском языке, а остальные – на русском, польском, еврейском и литовском языках. В начале 1941 г. около 170 тыс. взрослых посещали школы по ликвидации неграмотности.
В западных областях БССР были открыты 5 высших учебных заведений и 25 средних специальных. Открылись 5 театров, действовали 220 библиотек и 211 киноустановок.
Началось строительство новых фабрик и заводов. Оборудование для них завозилось из России, Украины и восточных областей БССР. В конце 1940 г. в западных областях действовали 392 промышленных предприятия, на которых было занято около 40 тыс. рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1938 г. и составил 27,6% промышленного производства республики, до 1941 г. безработица в регионе практически была ликвидирована.
Историческое значение воссоединения белорусского народа, современные оценки значимости данного события
Воссоединение Западной Беларуси с БССР имеет большое историческое значение для белорусов. Перед рабочими, крестьянами и интеллигенцией западных областей открылись перспективы развития хозяйственной жизни, науки, культуры, созидательной работы в едином государстве на благо всего белорусского народа. Создавались новые отрасли промышленности: машиностроительная, химическая, электронная, текстильная. Постепенно улучшалось и сельское хозяйство. Опираясь на экономический и научно-технический потенциал всей страны, западнобелорусский регион после воссоединения сделал значительный шаг в социально-экономическом развитии и осуществлении культурных преобразований.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР, как и Западной Украины с УССР, положительно повлияло на ход мировой истории. Оно позволило сорвать гитлеровский блицкриг летом 1941 г. и стало одним из важных факторов разгрома Германии и ее союзников. Этот исторический акт соответствовал интересам большинства населения края, предотвратил угрозу полонизации и ассимиляции белорусов, способствовал консолидации белорусской нации. Осенью 1939 г. территория Беларуси вновь обрела целостность, вернулась в русло вековой исторической традиции. С этого времени национальное единство явилось важнейшей предпосылкой для стремительного национально-государственного развития, общего поступательного движения к прогрессу.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР является событием непреходящей социально-политической значимости для исторической судьбы белорусского народа, для укрепления белорусской государственности. Это событие оценивается в белорусской историографии неизменно в позитивном ключе, трактуется в созидательном русле.
Для Беларуси и белорусского народа воссоединение – это акт исторической справедливости, одно из важнейших общественно-политических, социально-экономических, этнонациональных и культурных событий XX столетия.
Изначально Народное собрание Западной Беларуси объявило 17 сентября Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. Именно в таком качестве этот день и был торжественно и широко отпразднован в 1940 г. в БССР.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 годов день 17 сентября в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 г. После этого он отмечался в Белорусской ССР неофициально и максимально скромно. Обусловлено это было тем, что центральное советское руководство не считало оправданным лишний раз обижать ставшую важным политическим, экономическим и военным союзником СССР Польскую Народную Республику и бередить раны польской исторической памяти. Ненормальность создавшегося положения отметили ветераны Коммунистической партии Западной Беларуси, и поэтому 22 сентября 1989 г. на рассмотрение ЦК КПБ было вынесено предложение об установлении в БССР общественно-политического праздника – Дня воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР.
В результате Президиум Верховного Совета Белорусской ССР объявил 14 ноября Днем воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР – именно тогда в 1939 г. был принят соответствующий закон. Однако с развалом СССР эта дата тоже перестала отмечаться.
Мероприятия по подготовке и празднованию
в 2021 г. Дня народного единства
В соответствии с Планом мероприятий по празднованию в 2021 г. Дня народного единства, утвержденным Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 26 августа 2021 г., в сентябре во всех регионах нашей страны была проведена широкомасштабная подготовка к празднованию этой знаменательной в истории белорусского народа даты.
В реализации Плана мероприятий задействованы республиканские и местные органы управления, государственные организации и общественные объединения, республиканские и региональные печатные и телерадиовещательные средства массовой информации.
Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения применительно к конкретному региону (населенному пункту).
Важнейшей составной частью подготовки к празднованию Дня народного единства стало проведение мероприятий, направленных на консолидацию общества.
Во всех областных центрах страны проведены региональные форумы «Беларусь адзіная» с участием ведущих политологов и экспертов.
Справочно.
Всего по Республике Беларусь было запланировано и прошло
7 региональных форумов «Беларусь адзіная». Последний состоялся в г.Минске 8 сентября 2021 г.
Организованы и проведены тематические акции, выставки, экспозиции, флешмобы, презентации, тематические акции, форумы и др.
Во многих населенных пунктах проведены значимые культурно-патриотические мероприятия (открытие знаковых объектов и мемориальных знаков).
Реализован проект по наведению порядка на социально-значимых объектах «День добрых дел».
Непосредственно в канун праздника состоятся торжественные собрания, встречи, праздничные концерты, посвященные Дню народного единства.
К новому государственному празднику приурочено проведение и ряда спортивно-патриотических акций.
Так, 4–5 сентября 2021 г. состоялся велопробег «В единстве – сила!», а 11 сентября – Республиканский легкоатлетический забег «3а единую Беларусь!».
Дню народного единства в этом году был посвящен и традиционный Минский полумарафон, который прошел 12 сентября 2021 г.
Справочно.
Минский полумарафон впервые был проведен в 2013 г. и приурочен к празднику города.
С тех пор полумарафон – это традиционно медийное и массовое ежегодное мероприятие (в 2019 г. в нем приняли участие более 40 тыс. человек из 68 стран мира), ставшее визитной карточкой города и лучшей возможностью узнать столицу и ее достопримечательности.
Всемирная легкоатлетическая ассоциация присвоила Минскому полумарафону серебряный лейбл, а это означает, что Минск вошел в список организаторов полумарафонов международного уровня.
В период с 3 по 15 сентября 2021 г. во всех регионах страны прошли автопробеги, объединенные общим названием «Символ Единства». Этот марафон включал в себя передачу эстафеты от одной области к другой. Цель акции – объединение в рамках Года и Дня народного единства жителей страны, представителей местных органов власти, гражданского общества.
Старт автопробега был дан в Бресте 3 сентября от мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Символом единства выступило зерно – каждый районный центр передал мешочки с зерном нового урожая. Передача символа единения проходила в значимых для сердца каждого жителя Беларуси местах.
Помимо республиканских мероприятий ряд интересных проектов был реализован на региональном уровне.
Во всех регионах были организованы пресс-мероприятия, круглые столы, дискуссионные площадки, лектории, конференции (в том числе международные), приуроченные ко Дню народного единства.
По всей стране 1 сентября 2021 г. в учреждениях образования был проведен первый урок на тему «В единстве белорусского народа – основа независимой страны», посвященную Году народного единства.
Справочно.
В торжественных мероприятиях, приуроченных к Дню знаний, приняли участие высшие должностные лица государства, сенаторы и депутаты, руководители республиканского и местного уровней.
Так, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко торжественно открыл среднюю школу № 35 г.Бобруйска.
Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Н.И.Кочанова приняла участие в церемонии открытия реконструированной гимназии №25 г.Минска.
Председатель Конституционного суда П.П.Миклашевич открыл новую школу в г.Гомель, а Первый заместитель Главы Администрации Президента М.В.Рыженков – школу-новостройку в Первомайском районе г.Минска.
Также в Палате представителей Национального собрания состоялся урок знаний с учащимися гимназии №16 г.Минска.
Ход подготовки и проведения праздничных мероприятий получил широкое информационное сопровождение.
Государственные печатные и телерадиовещательные СМИ, а также их Интернет-ресурсы разместили специальные материалы, сюжеты, публикации, посвященные Дню народного единства.
Также была организована демонстрация в эфире республиканских телеканалов и в киновидеопрокатных организациях нашей страны тематических документальных фильмов, созданных Национальной киностудией «Беларусьфильм».
***
Мы, белорусы – единая нация, которая выбрала свой собственный путь развития и твердо его придерживается. Наша сила – в единстве. Когда мы едины – нам не страшны никакие испытания.
Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, несокрушимость и самодостаточность белоруской нации и государственности. «…память об этом событии живет в сердцах белорусов, потому что оно стало актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли. Вот почему нужны суверенитет и независимость – чтобы нас никогда больше против нашей воли не делили. 17 сентября символизирует незыблемость территориальной и этнической консолидации белорусской нации», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки.